2017

Уроки «семьеведения» в школы!

В Уфе уже три года в десяти школах и в одном профессиональном колледже ведутся уроки по экспериментальной программе «Семьеведение».
Я присутствовала на открытых уроках наших учителей. Сама провела несколько занятий. А также записала интересные заметки при обсуждении на наших ежемесячных педсоветах. Хочу поделиться своими наблюдениями и впечатлениями.
Обращает на себя внимание то, что уроки проходят по-разному. Каждый учитель, несмотря на одинаково краткий конспект урока, вносит своё видение, связанное зачастую с тем предметом, который является его основным. Учителя-филологи берут много примеров из литературных произведений, приводят истории известных героев. Учителя истории находят подходящие исторические факты. Урок учителя по ИЗО насыщен наглядными материалами изобразительного искусства. Учитель КБ вносит в урок яркие краски национальных культур.
Меня впечатлил урок Тимофеевой Ларисы Валентиновны, преподавателя искусства Башкирского лицея №2 Ленинского района Уфы. На уроке «Мужчина и Женщина. Какие они?» говорилось об отличии мужской и женской природы, и о том, в чем их притяжение. Учащиеся рассматривали эту тему, используя произведения великих художников. И даже практическая часть урока заключалась в рисунках и изображениях, где дети сами пришли к выводу, что юноши и девушки по-разному видят одни и те же вещи, акцентируют свое внимание на разных элементах. Эти дети из класса, где ребята с непростой жизненной ситуацией. В основном, дети с ОВЗ, им сложнее дается учеба, многим трудно высказывать свое мнение. И через рисунки и практическую работу, педагогический опыт и находки Лариса Валентиновна виртуозно донесла эту важную тему и создала атмосферу, где дети, которые очень редко говорят, проявляли интерес, смело высказывали своё мнение и задавали вопросы.
Урок «Сила рода» Полтавец Натальи Сергеевны, завуча по ВР, педагога по театральному искусству лицея 123 Демского района, отличался тем, что дети через сценическое движение, инсценировки, мизансцены прочувствовали и прониклись, какую важную роль играет род в жизни каждого человека.
Уроки Алмаева Альберта Наиловича, учителя истории и обществознания школы 127 отличаются тем, что практически к каждому подзаголовку темы или важному ключевому понятию подбираются интересные видеоролики, слайды. Благодаря его юмору и профессиональным педагогическим приемам, уроки проходят на одном дыхании и оставляют неизгладимое впечатление. От него исходит любовь к семейным ценностям и видно, насколько он сам является ответственным мужчиной, отцом, семьянином.
Подход Закреевой Нафисы Анваровны, учителя КБ, МХК, соц. педагога школы 97 интересен и полезен тем, что она заранее раздает задание ученикам, и они успевают подготовить видео материал. Урок настолько интересен самим ребятам, т.к. они сами являются его организаторами, где учитель только ведет детей, создавая творческую атмосферу их деятельности.
В лицее №5 уроки семьеведения ведет психолог, зам директора по ВР Мустафина Эльза Надимовна. Педагогом используется тренинговая форма занятий. Ее подход интересен тем, что любая тема рассматривается с разных сторон: детьми высказываются мнения самые разные, при этом они не спорят, а в конце занятия подводится общий итог, учитывая мысль каждого.

Практически все педагоги отмечают, что больший интерес к этому предмету проявляют дети из неполных семей, или те дети, у которых часто возникают сложности в общении с родителями.

При этом, дети поначалу задают провокационные вопросы или высказывания «Как можно вообще научиться строить счастливую семью?». Но постепенно они являются самыми активными участниками этих уроков. Зачастую, именно эти дети подходят после уроков или на перемене к учителю и задают вопросы, спрашивают, когда будет следующее занятие.
Педагоги замечают, что ребята, которые не очень активно работают на других уроках, зачастую очень активно обмениваются мнением на уроках семьеведения. На одном из открытых уроков в школе № 104, мне запомнился парень из 9-го класса. Он так активно высказывал свое мнение, так грамотно излагал свои мысли, и с каким интересом слушали его одноклассники! Со стороны можно было подумать, что он прочитал много книг или посетил много лекций на тему взаимоотношений. Иногда сам удивлялся тому, как у него это получается. После одного своего глубокомысленного и философского высказывания в его глазах прочиталось: «Неужели это я сказал?». Ему невольно стали аплодировать. Его глаза светились радостью!
Потом учитель рассказал нам, что этот парень растет без отца, мама работает с утра до ночи, чтобы как-то свести концы с концами. Учёба дается тяжело, на уроках молчит, имеет успех только в спорте. Всегда готов прийти на помощь в общественных делах. Не имел авторитета в классе, всегда краснел за свою успеваемость. А на уроках семьеведения понял, что хочет быть философом или психологом. Стал проявлять интерес к этим наукам. Его стали уважать ребята и его самооценка повысилась.

Выстраивается такая тенденция: юноши начинают глубже и трепетнее относиться к теме отношений.

Они говорят кратко, но их помыслы и отношение к построению будущей семьи более оптимистичны. Если соединить наиболее частые высказывания воедино, то их можно сформулировать словами одного юноши: «Я хочу и готов стать ответственным семьянином, мужчиной, отцом, защитником. Но очень бы хотелось, чтобы это признавали девушки, которые сегодня слишком сильные, гордые, смелые. Рядом с ними трудно стать Мужчиной по-настоящему, а если мы пытаемся это сделать, девушкам хорошо бы это принять с благодарностью, а они начинают с нами соревноваться. И уже не хочется проявлять инициативу. Зачем? Если она всё может сама. А если что-то и просит, то словами претензий и унижения. Вместо того, чтобы просто попросить и признать, что мы сильные и в нас нужно верить. И это не плохо, это хорошо и правильно».

Девушки на уроках высказываются по-разному.

Самые распространенные мнения можно объединить и сформулировать примерно так: «Почему парни такие безынициативные? Им нельзя доверять. На них нельзя положиться. Перевелись мужчины. С виду они сильные, симпатичные, а толку от них мало. Я не могу сказать что все, но таких парней становится все больше и больше. Поэтому приходиться рассчитывать на себя и быть независимой».
Я могу поделиться своим опытом проведенных лекций для девушек-старшеклассниц на тему «Тайны природы женщины». Сначала девушки присматриваются, прислушиваются, а когда понимают, что я не учить их пришла и не лекцию читать, а посекретничать – расслабляются. После просмотра фильма с большим количеством приведённых примеров из жизни девушки начинают задавать вопросы. С места вопросы задают самые смелые и активные. А в основном, подходят после лекции индивидуально. В некоторых школах выстраивалась целая очередь. А потом еще пишут «в контакте», задают вопросы и благодарят за встречу. Им так необходима моральная поддержка опытных взрослых женщин. А с мамой могут поделиться далеко не все. Для мам девушек и юношей мы проводим лектории о том, как правильно сотрудничать и общаться со своими подростками на интимные темы. Важно не столько ответить на их вопрос, сколько выслушать их, понять и лучше всего поделиться своим личным опытом.

Гендерный подход в воспитании очень важен сегодня.

Такое следствие, как перекос мужских и женских качеств, очень заметен среди подростков. Например, высказывание одной из девушек: «Для меня сейчас самое главное учеба, потом работа и карьера. И когда я всего добьюсь, и мне будет, что дать детям — я решусь рожать». И сейчас такое мировоззрение у большинства девушек. Я привожу несколько примеров из моей практики. Рассказываю девушкам о женщинах, которые приходят на консультации к психологам с подобной судьбой, потратив самую активную часть своей жизни на карьеру, но которые, так и не смогли обрести женское счастье. Парадокс в том, что многие женщины, которые всю свою жизнь посвящают детям, отказывая во многом себе, тоже жалуются на отсутствие счастья. Так как же найти золотую середину и быть счастливой, успешной, Женщиной? И дальше мы вместе с девушками ищем ответ на этот вопрос…
Даже одна такая встреча может положительно сказаться в будущем этого молодого поколения.

После нескольких уроков семьеведения юноши и девушки начинают пересматривать своё видение. Их мировоззрение постепенно меняется.

Учителя этих классов отмечают, что дети становятся дружнее, отношения между юношами и девушками становятся более теплыми, стало меньше конкуренции.
Один педагог поделился очень интересным фактом. На родительском собрании родители сообщили, что дети, приходя вечером домой, рассказывают только об уроках семьеведения. О других предметах нет ни слова. Хотя этот урок у них был самым первым. Родители отмечают, что обсуждения и разговоры по темам семьеведения, данные как домашнее задание, положительно влияют на атмосферу в семье.
Осознание молодежью необходимости изучения материалов курса «Семьеведение» позволяет надеяться на сохранение семьи как социального института и, в конечном итоге, прогрессу человеческого общества.
Продолжение следует…